Общий вид
9.2.1. Общий вид
Для удобства отображения сложного чертежа или модели полезно вывести на экран окно, называемое Aerial View (Общий вид). Тогда на основном экране может устанавливаться один вид, а в дополнительном окне — другой (например, вид всего рисунка). На Рисунок 9.20 показано окно Aerial View (Общий вид), в котором установлено окно по границам всего рисунка, а внутри него рамкой показаны границы того вида, который находится в основном графическом экране.
Построение тел
9.7.1. Построение тел
В панели инструментов Solids (Тела) (Рисунок 9.80) собраны кнопки операций построения тел. Эти операции изучаются в данном разделе (кроме трех последних кнопок, которые связаны с работой в пространстве листа и рассмотрены в гл. 10).
Типы тонирования
9.4.1. Типы тонирования
В раскрывающемся списке Rendering Type (Тип тонирования) диалогового окна Render (Тонирование) (см. Рисунок 9.42) следует выбрать алгоритм выполнения — один из трех вариантов: Render (Упрощенное), Photo Real (Фотореалистичное) и Photo Raytrace (Трассировка луча). На Рисунок 9.43 показан вариант Render (Упрощенное), а на Рисунок 9.44 и 9.45 соответственно варианты Photo Real (Фотореалистичное) и Photo Raytrace (Трассировка луча). Часто разница между ними трудно определима.
Управление знаком ПСК
9.1.1. Управление знаком ПСК
Другая форма пиктограммы, которая привычна пользователям, работавшим с предыдущими версиями системы AutoCAD, может быть установлена в диалоговом окне UCS Icon (Знак ПСК) (Рисунок 9.2), вызываемом либо с помощью пункта падающего меню View | Display | UCS Icon | Properties (Вид | Отображение | Знак ПСК | Свойства), либо с помощью опции Properties (Свойства) команды UCSICON (ЗНАКПСК).
Источники
9.4.2. Источники
Команда LIGHT (СВЕТ) и кнопка
Конфигурации видовых экранов
9.2.2. Конфигурации видовых экранов
Система AutoCAD позволяет в пространстве модели создавать конфигурации из любого количества частей (неперекрывающихся видовых экранов) и каждой такой конфигурации присваивать имя, по которому такая конфигурация может быть в любое время восстановлена. Команда VPORTS (ВЭ-КРАН), которой соответствуют также кнопка
Координаты в трехмерном пространстве
9.1.2. Координаты в трехмерном пространстве
Многие рассмотренные нами команды допускают ввод трехмерных координат точек. Например, для команды LINE (ОТРЕЗОК) на запрос From point: (От точки:) можно ввести: 114,47,200 — это означает, что начальная точка строящегося отрезка имеет соответствующие координаты по осям: Х= 114, Y= 47 и Z= 200 (напомним, что в системе AutoCAD запятая является разделителем между координатами, а точка отделяет целую часть числа от дробной). Если же на следующий запрос команды LINE (ОТРЕЗОК) То point: (К точке:) вы ответите: 62.81,—39.4,—4.55, то будет построен отрезок, у которого конечной точкой является точка с координатами: Х= 62.81, Y= -39.4 и 2= -4.55.
Вариант относительного ввода точек в декартовых координатах тоже допускает использование трех координат, например: @28,0,44 — строящаяся точка смещена относительно предыдущей по оси X на 28 мм, по оси У— на О мм, а по оси Z — на 44 мм.
К записи относительного ввода точки в полярных координатах тоже может добавляться третья координата, например: @12.6<19.4,20.79. Эта запись означает, что проекция отрезка на плоскость XY, построенного из предыдущей точки в указанную нами вторую точку, образует в плоскости XY с положительным направлением оси X угол 19,4° и имеет в этой же плоскости длину 12,6 мм, а координата Z конечной точки отрезка смещена от начальной по оси Z на 20,79 мм. Этот вариант ввода координат можно назвать относительным вводом точек в цилиндрических координатах (ось цилиндра направлена по оси Z).
Возможен ввод координат записью следующего типа: @73<35<57 — его можно назвать относительным вводом точек в сферических координатах. Понимать эту запись следует так: отрезок сначала строится в плоскости XY, образуя угол 35 градусов относительно положительного направления оси X, затем отрезок наклоняется относительно плоскости XY на 57° и, на определившемся таким образом луче, конечная точка отрезка смещается относительно начальной на 73 мм.
Для указания точек в пространстве может использоваться и объектная привязка к характерным точкам объектов. Следует отметить, что роль объектной привязки в трехмерном пространстве даже выше.
Плоскость, в которой строятся двумерные объекты, называется плоскостью построений. Ее положение определяется действующей системой координат и уровнем, т. е. смещением плоскости построений вдоль оси Z относительно плоскости XY системы координат. Мы имели дело пока только с одной системой координат — мировой, но даже в ней можно менять уровень плоскости объекта.
Удобно анализировать трехмерные построения в изометрических видах, которые вполне могут заменить известную нам аксонометрию. Главное, что в любом изометрическом виде хорошо заметны модификации примитивов по всем трем осям. Установим стандартный вид, называемый юго-западной изометрией. Воспользуйтесь для этого пунктом падающего меню View | 3D Views | SW Isometric (Вид | ЗМ виды ЮЗ изометрия). Щелкните с помощью левой кнопки мыши по указанному пункту меню. После этого изменяется внешний вид графического экрана: пиктограмма осей МСК смещается в центр и разворачивается так, что в проекции угол между осями будет уже не прямым, а 120°. Кроме того, внутри пиктограммы появляется знак плюс, означающий, что в данном виде пиктограмма располагается в начале действующей системы координат, т. е. в начале МСК. Форма перекрестия устройства указания также изменяется аналогично знаку осей координат.
Разрезы и сечения
9.7.2. Разрезы и сечения
Команда SLICE (РАЗРЕЗ), которой соответствует кнопка
Редактирование тел
9.7.3. Редактирование тел
Над телами можно выполнять операции общего редактирования (удаление, перемещение, копирование и т. п.). В падающее меню Modify (Редакт) входит подменю 3D Operation (3M операции), в котором собраны следующие полезные пункты:
3D Array (3M массив) — создание трехмерного массива (команда 3DARRAY (3-МАССИВ));
Mirror 3D (ЗМ зеркало) — создание зеркальной копии объектов относительно заданной плоскости (команда MIRROR3D (3-ЗЕРКАЛО));
Rotate 3D (ЗМ поворот) — поворот объектов вокруг произвольной оси в пространстве (команда ROTATE3D (3-ПОВЕРНУТЬ));
Align (Выровнять) — выравнивание объектов с другими точками или объектами в двумерном и трехмерном пространствах (команда ALIGN (ВЫРОВНЯТЬ)).
Операции построения фасок и сопряжения граней тел с помощью команд CHAMFER (ФАСКА) и FILLET (СОПРЯЖЕНИЕ) были рассмотрены в предыдущем разделе.
В связи с особой организацией твердотельных объектов (примитивов типа 3DSOLID) их ручки нельзя использовать для таких действий, как растягивание, модификация граней и ребер и т. п. Для этих целей предусмотрена панель инструментов Solids Editing (Редактирование тел) (Рисунок 9.91).
Сцены
9.4.3. Сцены
Команда SCENE (СЦЕНА) и кнопка
Уровень и высота
9.1.3. Уровень и высота
Рассмотрим работу в изометрии на примере построения окружности. Нарисуйте окружность (с помощью команды CIRCLE (КРУГ)) с центром в точке X = 0, Y = 0 и радиусом 100 мм. В результате получим вид, изображенный на Рисунок 9.4.
Виды
9.2.3. Виды
В видовом экране (или во всем графическом экране, если он не разделен) можно устанавливать вид, задавая в этом экране направление взгляда и масштаб отображения. Виды, как и видовые экраны, могут именоваться и затем восстанавливаться по этим именам. Основными путями для осуществления этого являются команда VIEW (ВИД), а также панель инструментов View (Вид) (Рисунок 9.25).
Материалы
9.4.4. Материалы
Следующей командой задания настроек тонирования, которая соответствует кнопке
Настройка вида
9.2.4. Настройка вида
Установка перспективы и секущих плоскостей выполняются командой DVIEW (ДВИД). Первый запрос команды:
Select objects or <use DVIEWBLOCK>: (Выберите объекты или Использовать DVIEWBLOCK>:)
В ответ на запрос нужно указать объекты (несколько из тех. что присутствуют в модели), положение которых в достаточной мере продемонстрирует установку направления взгляда. При нажатии клавиши <Enter> по умолчанию демонстрация выполняется на стандартном блоке в форме домика. Далее:
Enter option [CAmera/TArget/Distance/POints/ PAn/Zoom/TWist/CLip/Hide/Off/ Undo]:
(Задайте опцию [Камера/Цель/Расстояние/Точки/ПАн/ПОказатъ/ ВРащать/ СЕчение/СКрыть/ОТКл/ОТМенить/:)
Опции команды:
САrаеrа (Камера) — динамическое указание начальной точки для вектора камера-цель, определяющего направление взгляда;
TArget (Цель) — динамическое указание конечной точки для вектора камера-цель, определяющего направление взгляда;
Distance (Расстояние) — ввод нового расстояния между камерой и целью, с одновременным включением перспективной проекции (Рисунок 9.29); шкала от Ох до 1бх в верхней части экрана позволяет увеличивать расстояние до 16 раз от текущего;
POints (Точки) — задание точек цели и камеры в координатах;
РАn (ПАн) — перемещение вида без увеличения, с помощью двух точек вектора перемещения;
Zoom (ПОказать) — задание коэффициента увеличения от 0х до 16х, а также фокусного расстояния при включенной перспективе;
TWist (ВРащать) — вращение и наклон вида относительно направления взгляда;
CLip (СЕчение) — установка или отключение на виде секущих плоскостей;
Hide (СКрыть) — подавление скрытых линий для выбранных объектов;
Off (ОТКл) — отключает перспективную проекцию; для ее включения следует снова воспользоваться опцией Distance (Расстояние);
Undo (ОТМенить) — отмена действия последней операции команды DVIEW (ДВИД).
Указание точки вместо выбора опций работает как указание точки для опции TArget (Цель).
В перспективной проекции пиктограмма ПСК отображается пунктиром (см. Рисунок 9.29).
Секущие плоскости могут устанавливаться как для обычной, параллельной проекции, так и для перспективной (задание плоскостей может быть выполнено с помощью команды DVIEW (ДВИД) или рассматриваемой далее команды 3DORBIT (3-ОРБИТА)). На Рисунок 9.30 показан пример вида с установленными секущими плоскостями (скрыты часть линий шпангоутов конструктивной модели судна, изображенной на Рисунок 9.29; перспективная проекция заменена на обычную — параллельную).
Еще одна интересная возможность управления видом — команда 3DORBIT (3-ОРБИТА), которой соответствуют кнопка
Системы координат
9.1.4. Системы координат
Для задания любых других плоскостей построений, которые не параллельны плоскости XY МСК, используется команда UCS (ПСК). Аббревиатура команды образована от слов "user coordinate system" ("пользовательская система координат"). Все системы координат, отличные от мировой, называются пользовательскими. Пользовательские системы координат могут именоваться. Команда UCS (ПСК) позволяет задать начало новой системы координат и положение новых осей Xii Y, а положение новой оси Z зависит от положения соответствующих осей Х и У и поэтому определяется автоматически.
Этой команде соответствуют две панели инструментов: UCS (ПСК) и UCS II (ПСК-2) (Рисунок 9.10 и 9.11).
Фон и туман
9.4.5. Фон и туман
Команда BACKGROUND (ФОН) и кнопка
Элементы ландшафта
9.4.6. Элементы ландшафта
Команда LSNEW (ЛАНДНОВЫЙ) и соответствующая ей кнопка
Настройки и статистика
9.4.7. Настройки и статистика
Команда RPREF (РЕЖИМТОН) и кнопка
Диалоговое окно 3D Objects
Рисунок 9.69. Диалоговое окно 3D Objects
В этом окне доступны 9 объектов (Box3d (ЗМ ящик). Pyramid (Пирамида), Wedge (Клин), Dome (Купол), Sphere (Сфера), Cone (Конус), Torus (Top), Dish (Чаша) и Mesh (Сеть)), которые после задания параметров будут построены в текущем рисунке поверхностями в виде сетей с четырехугольными и треугольными ячейками. Все клетки (ячейки) таких поверхностей непрозрачны для операций скрытия невидимых линий, раскрашивания и тонирования.
В панели инструментов Surfaces (Поверхности) (Рисунок 9.70) собраны кнопки всех основных операций с гранями и сетями.
Диалоговое окно Background
Рисунок 9.63. Диалоговое окно Background
На Рисунок 9.64 приведен пример тонирования с использованием в качестве фона файла растрового изображения.
Диалоговое окно DCS вкладка Named UCSs
Рисунок 9.15. Диалоговое окно DCS, вкладка Named UCSs
Диалоговое окно имеет три вкладки: Named UCSs (Именованные ПСК), Orthographic UCSs (Ортогональные ПСК) и Settings (Режимы). Вкладка Named UCSs (Именованные ПСК) позволяет видеть список именованных ПСК и устанавливать любую из них с помощью кнопки Set Current (Установить). Кнопка Details (Подробности) открывает диалоговое окно UCS Details (Подробности о ПСК) с характеристиками отмеченной ПСК (Рисунок 9.16).
Вкладка Orthographic UCSs (Ортогональные ПСК) (Рисунок 9.17) предназначена для работы с основными ортогональными ПСК. Задание параметра Depth (Глубина) позволяет дополнительно переместить плоскость текущей ортогональной ПСК вдоль оси Z Для того чтобы изменить параметр глубины, нужно либо дважды щелкнуть по колонке Depth (Глубина), либо вызвать правой кнопкой контекстное меню, в котором выбрать пункт Depth (Глубина), после чего появится диалоговое окно Orthographic UCS depth (Глубина ортогональной ПСК) (Рисунок 9.18), в котором можно задать новую глубину.
Диалоговое окно DCS вкладка Orthographic UCSs
Рисунок 9.17.Диалоговое окно DCS, вкладка Orthographic UCSs
Диалоговое окно Fog/Depth Cue
Рисунок 9.65. Диалоговое окно Fog/Depth Cue
В этом окне, если вам необходимо тонировать с туманом, нужно установить флажок Enable Fog (Включить туман), иначе остальные поля вам будут не доступны. Настройка цвета и интенсивности тумана выполняется соответствующими кнопками диалогового окна.
Диалоговое окно Geographic Location
Рисунок 9.54. Диалоговое окно Geographic Location
Поля Azimuth (Азимут) и Altitude (Возвышение) диалогового окна New Distant Light (Новый удаленный источник света) (см. Рисунок 9-52) задают положение удаленного источника в географических координатах. Область Light Source Vector (Направление луча) позволяет отобразить или ввести координаты вектора источника света.
Если в диалоговом окне Lights (Источники света) (см. Рисунок 9.48) в качестве нового источника в раскрывающемся списке выбрать Spotlight (Прожектор), то при нажатии кнопки New (Новый) открывается диалоговое окно New Spotlight (Новый прожектор) (Рисунок 9.55).
Диалоговое окно Landscape New
Рисунок 9.66. Диалоговое окно Landscape New
С помощью кнопки Position (Положение) элемент ландшафта располагается на поле рисунка. Вне тонирования вставленные элементы имеют форму треугольника с именем. При тонировании элементы включаются в фон для оживления изображения. На Рисунок 9.67 показан пример тонирования с элементом ландшафта (кактусом).
Диалоговое окно Lights
Рисунок 9.48. Диалоговое окно Lights
Правая область Ambient Light (Рассеянный свет) этого диалогового окна позволяет настроить интенсивность (шкала Intensity (Интенсивность)) и цвет (область Color (Цвет)) общего рассеянного света.
Слева расположен список Lights (Источники), содержащий список всех именованных источников света данного рисунка. Справа от него находятся кнопки Modify (Изменить), Delete (Удалить) и Select (Выбор), которые позволяют соответственно изменять, удалять и выбирать мышью источник света.
Кнопка New (Новый) служит для создания нового источника света. Но перед тем как на нее нажать, нужно в раскрывающемся списке справа от нее выбрать тип источника: Point Light (Точечный), Distant Light (Удаленный) или Spotlight (Прожектор). Для точечного источника кнопка New (Новый) открывает диалоговое окно New Point Light (Новый точечный источник света) (Рисунок 9.49).
Диалоговое окно Materials
Рисунок 9.59. Диалоговое окно Materials
В левой части окна в списке Materials (Материалы) приводится перечень материалов, загруженных в текущий рисунок. Один материал, который называется *GLOBAL* ("ГЛОБАЛЬНЫЙ*), обязательно присутствует в рисунке и присваивается всем объектам, имеющим поверхности, по умолчанию. Все остальные материалы надо импортировать с помощью команды MATLIB (БИБМАТ) или с помощью кнопки
Диалоговое окно Materials Library
Рисунок 9.60. Диалоговое окно Materials Library
В левой части этого окна в области Current Drawing (Текущий рисунок) также приводится перечень материалов, уже импортированных в текущий рисунок. Этот перечень можно очистить с помощью кнопки Purge (Очистить) или сохранить в виде отдельного файла библиотеки материалов с расширением mli (с помощью кнопки Save As (Сохранить как) области Current Drawing (Текущий рисунок)). В правом верхнем углу в раскрывающемся списке области Current Library (Текущая библиотека) находится имя текущей библиотеки, а под ним выводится список ее материалов. По умолчанию используется стандартная библиотека AutoCAD с именем render.mli (расширение mli обязательно). Если нужно открыть другую библиотеку, то для этого следует воспользоваться кнопкой Open (Открыть).
Если в перечне материалов текущей библиотеки отметить материал и нажать кнопку Preview (Просмотр) в центре диалогового окна, то в поле просмотра вы увидите, как указанный материал будет выглядеть на поверхности объекта. В качестве такого условного объекта могут быть выбраны Sphere (Сфера) или Cube (Куб), которые выбираются из раскрывающегося списка, расположенного под кнопкой Preview (Просмотр). На Рисунок 9.60 показан просмотр материала 3D CEL ТЕХТМАР на кубе.
Импорт материалов выполняется по следующей схеме. Нужный вам материал отмечается в списке материалов текущей библиотеки материалов и затем с помощью кнопки Import (Импорт) передается в список материалов текущего рисунка. Если вы хотите какой-то из материалов текущего рисунка перенести в текущую библиотеку (когда такого материала в ней нет), то для этого воспользуйтесь кнопкой Export (Экспорт). После экспорта в библиотеку необходимого материала ее можно сохранить с помощью кнопки Save (Сохранить).
Кнопка Delete (Удалить) дает возможность удалить материал из перечня материалов, загруженных в рисунок.
По окончании импорта всех выбранных вами материалов нужно закрыть окно Materials Library (Библиотека материалов) с помощью кнопки ОК. После этого система AutoCAD вновь открывает диалоговое окно Materials (Материалы) (см. Рисунок 9.59).
В окне Materials (Материалы) также имеется возможность просмотра материала на поверхности сферы или куба с помощью кнопки Preview (Просмотр). Кнопка Modify (Изменить) позволяет для отмеченного материала вызвать диалоговое окно Modify Standard Material (Изменение стандартного материала) (Рисунок 9.61) и поменять для него те или иные характеристики.
Диалоговое окно Modify Standard Material
Рисунок 9.61. Диалоговое окно Modify Standard Material
Рассмотрим наиболее важные параметры этого окна. В области Attributes (Параметры) расположены семь переключателей:
Color/Pattern (Цвет/Текстура) — осуществляется настройка основного цвета материала (диффузное отражение); управляется полем Value (Значение) и областью Color (Цвет);
Ambient (Рассеяние) — выполняется настройка цвета, отражаемого поверхностью при освещении ее рассеянным светом; управляется полем Value (Значение) и областью Color (Цвет);
Reflection (Отражение) — осуществляется настройка цвета бликов на отражающей поверхности; управляется полем Value (Значение) и областью Color (Цвет);
Roughness (Шероховатость) — выполняется настройка степени шероховатости (блики меньше на более гладкой поверхности);
Transparency (Прозрачность) — выполняется настройка прозрачности; управляется полем Value (Значение); в поле File Name (Имя файла) можно задать имя файла текстуры;
Refraction (Преломление) — осуществляется настройка степени преломления лучей при отражении (только при тонировании методом трассировки лучей); управляется полем Value (Значение);
Bump Map (Выдавливание) — выполняется имитация эффекта выдавливания; имя файла текстуры задается в поле File Name (Имя файла).
Кнопка Duplicate (Копировать) диалогового окна Materials (Материалы) (см. Рисунок 9.59) копирует отмеченный материал для создания на его основе нового материала. Кнопка New (Новый) вызывает специальное окно для описания характеристик нового материала.
Каждый материал может иметь один из четырех типов, который устанавливается в раскрывающемся списке под кнопкой New (Новый): Standard (Стандартный), Granite (Гранит), Marble (Мрамор), Wood (Дерево). В отличие от стандартного, каждый из оставшихся трех типов привносит свои оттенки (гранита, мрамора или дерева). В случае установки типа, не являющегося стандартным, диалоговое окно Modify Standard Material (Изменение стандартного материала) (см. Рисунок 9.61) меняет свое название (например, для типа Granite (Гранит) окно будет называться Modify Granite Material (Изменение материала Гранит)).
Кнопка Select (Выбор) диалогового окна Materials (Материалы) (см. Рисунок 9.59) позволяет определять материал, присвоенный ранее объекту рисунка. После нажатия на эту кнопку AutoCAD временно закрывает диалоговое окно Materials (Материалы) и предлагает указать в рисунке объект. Затем снова открывается окно Materials (Материалы), но с отмеченным в списке именем материала того объекта, который вы только что указали.
Для присвоения материала нужно его сначала отметить в списке, а затем нажать кнопку Attach (Присвоить). Система AutoCAD закроет окно Materials (Материалы) и запросит объекты. После указания объектов и нажатия клавиши <Enter> выбранные материалы будут присвоены и AutoCAD снова откроет окно Materials (Материалы) для продолжения работы.
Если необходимо снять присвоенный объекту материал и вернуть значение по умолчанию, то нужно воспользоваться кнопкой Detach (Снять).
Есть еще две возможности присвоения материала: по цвету и по слою. Кнопка By ACI (По ИЦА) связывает номер цвета в индексе цветов AutoCAD (ИЦА) с материалом, а кнопка By Layer (По слою) связывает с материалом слой.
На Рисунок 9.62 приведен пример тонирования с использованием материала LITEWOOD SHINGLS. Некоторые материалы могут имитировать эффект прозрачности стекла.
Диалоговое окно New Distant Light
Рисунок 9.52. Диалоговое окно New Distant Light
Поля Light Name (Имя источника). Intensity (Интенсивность) и области Color (Цвет) и Shadows (Тени) идентичны одноименным полям и областям уже рассмотренного диалогового окна New Point Light (Новый точечный источник света). Кнопка Sun Angle Calculator (Положение солнца) вызывает открытие диалогового окна Sun Angle Calculator (Положение солнца) (Рисунок 9.53), в котором можно выяснить положение солнца в определенное время конкретного географического места.
Диалоговое окно New Point Light
Рисунок 9.49. Диалоговое окно New Point Light
В этом окне в поле Light Name (Имя источника) нужно ввести имя источника света (до 8 символов длиной). Шкала Intensity (Интенсивность) позволяет указать интенсивность нового источника. Размешенная в области Position (Положение) кнопка Show (Показать) выводит на экран координаты создаваемого источника света по умолчанию. Задать реальные координаты точки установки источника можно с помощью кнопки Modify (Изменить), которая временно закрывает диалоговое окно New Point Light (Новый точечный источник света) для того, чтобы пользователь задал положение точки с источником света.
В области Color (Цвет) задается цвет для источника. Цвет можно указать либо комбинацией значений насыщенности трех основных цветов (красного, зеленого и синего) или выбрать его из палитры (кнопка Select Color (Выбрать из палитры)), либо выбрать из стандартного окна индекса цветов AutoCAD (кнопка Select Indexed (Выбор из ИЦА)).
Группа переключателей Attenuation (Спад) определяет, как будет уменьшаться интенсивность с увеличением расстояния. Возможны три варианта:
None (Нет) — спада интенсивности нет, т. е. источник одинаково освещает и ближние, и дальние объекты:
Inverse Linear (Линейная инверсия) — уменьшение интенсивности происходит пропорционатьно расстоянию от источника;
Inverse Square (Квадратичная инверсия) — спад интенсивности пропорционален квадрату расстояния.
В области Shadows (Тени) можно установить флажок Shadow On (Включить), после чего при тонировании добавляются тени от объектов. Характеристики теней управляются с помощью кнопки Shadow Options (Параметры теней), открывающей одноименное диалоговое окно Shadow Options (Параметры теней) (Рисунок 9.50).
Диалоговое окно New Scene
Рисунок 9.58. Диалоговое окно New Scene
Для создания новой сцены нужно в этом диалоговом окне в списке Views (Виды) отметить имя одного нужного вам вида, а в списке Lights (Источники) — имена всех необходимых источников света (об источниках освещения речь пойдет далее). Держите нажатой клавишу <Ctrl>, если хотите к уже выбранным источникам добавить еще и другие. В поле Scene Name (Имя сцены) вводится имя, присваиваемое новой сцене.
Диалоговое окно New Spotlight
Рисунок 9.55. Диалоговое окно New Spotlight
Данное окно в большей своей части нам уже знакомо по аналогичным окнам для точечного и удаленного источников света (см. Рисунок 9.49 и 9.52). Новыми являются поля Hotspot (Яркое пятно) и Falloff (Полный конус). Как уже было сказано выше, яркое пятно является основной частью полного конуса, образуемого лучом прожектора. Поэтому величина, указываемая для яркого пятна в градусах, не должна превышать величины, заданной для полного конуса. По умолчанию величина яркого пятна равна 44°, а полного конуса — 45°. В любом случае обе величины должны лежать в диапазоне от 0° до 160°.
В диалоговом окне Lights (Источники света) (см. Рисунок 9.48) осталась нерассмотренной лишь одна кнопка North Location (Направление на север). Эта кнопка позволяет определить направление на север для любой именованной ПСК, используемой вами. При нажатии кнопки открывается одноименное диалоговое окно North Location (Направление на север) (Рисунок 9.56), в котором можно задать угол требуемого направления.
Диалоговое окно New View
Рисунок 9.27. Диалоговое окно New View
В этом окне задается имя вида (в поле View name (Имя вида) — например, My_view), определяются размеры вида (весь экран в случае выбора переключателя Current display (Текущий экран) или указываемая рамкой часть экрана в случае выбора переключателя Define window (Задать рамкой)). В области UCS Settings (Режимы ПСК) с помощью раскрывающегося списка UCS name (Имя ПСК) можно выбрать имя ПСК, устанавливаемой вместе с видом (эта возможность доступна, если установить флажок Save UCS with view (Сохранить ПСК с видом)). Следует отметить, что установка точки зрения (т. е. направления взгляда) для сохраняемого вида должна быть сделапа в текущем видовом экране до открытия диалоговых окон New View (Новый вид) и View (Вид).
Кнопка Details (Подробности) диалогового окна View (Вид) (см. Рисунок 9.26) выводит подробные характеристики вида в диалоговое окно View Details
(Подробности о виде) (Рисунок 9.28).
Диалоговое окно North Location
Рисунок 9.56. Диалоговое окно North Location
Диалоговое окно Orthographic UCS depth
Рисунок 9.18. Диалоговое окно Orthographic UCS depth
Вкладка Settings (Режимы) диалогового окна UCS (ПСК) (Рисунок 9.19) имеет две области.
В области UCS Icon settings (Режимы пиктограммы ПСК) находятся три флажка:
On (Вкл) — включает пиктограмму ПСК;
Display at UCS origin point (В начале ПСК) — переносит пиктограмму из левого нижнего угла графического экрана в точку начала координат (если точка 0,0,0 видна в этом экране);
Apply to all active viewports (Для всех активных ВЭкранов) — распространяет установки режимов пиктограммы ПСК на все видовые экраны.
Диалоговое окно Render
Рисунок 9.42. Диалоговое окно Render
Диалоговое окно Scenes
Рисунок 9.57. Диалоговое окно Scenes
Понятие сцены включает в себя вид и источники света. В левой части окна Scenes (Сцены) находится перечень именованных сцен. Если сцены не задавались, то список Scenes (Сцены) содержит только строку *NONE* (*HET*), которая соответствует текущей сцене, состоящей из текущего вида и всех источников света.
Кнопки Modify (Изменить) и Delete (Удалить) позволяют соответственно изменить или удалить выбранную сцену рисунка. Кнопка New (Новый) вызывает диалоговое окно New Scene (Новая сцена) (Рисунок 9.58), предназначенное для формирования новой сцены.
Диалоговое окно Shadow Options
Рисунок 9.50. Диалоговое окно Shadow Options
Установленный флажок Shadow Volumes/Ray Traced Shadows (Объемные тени/Тени трассировки луча) этого диалогового окна указывает системе, что для фотореалистичного тонирования нужно генерировать объемные тени, а для тонирования методом трассировки луча — лучевые тени. Остальные параметры при этом пользователю недоступны.
При сбросе флажка Shadow Volumes/Ray Traced Shadows (Объемные тени/Тени трассировки луча) становятся доступными следующие два поля:
Shadow Map Size (Размер карты теней) — задает размер стороны карты теней (в пикселах, допустимые значения — от 64 до 4096); чем больше размер, тем точнее получаются тени, но тем дольше они рассчитываются;
Shadow Softness (Мягкость теней) — задает коэффициент мягкости теневых переходов, принимает значения от 1 до 10, но лучшие результаты достигаются в диапазоне от 2 до 4.
Помимо этих двух полей становится доступной кнопка Shadow Bounding Objects (Тени от ограничивающего объект параллелепипеда), которая предлагает выбрать объекты, ограничивающий параллелепипед которых используется для подрезки карт теней.
На Рисунок 9.51 показан результат тонирования цилиндрического объекта при двух точечных источниках, установленных внутри прямоугольных ящиков.
После закрытия диалогового окна New Point Light (Новый точечный источник света) возвращаемся в диалоговое окно Lights (Источники света) (см. Рисунок 9.48). В качестве нового источника в раскрывающимся списке можно выбрать Distant Light (Удаленный). Тогда при нажатии кнопки New (Новый) открывается диалоговое окно New Distant Light (Новый удаленный источник света) (Рисунок 9.52).
Диалоговое окно Statistics
Рисунок 9.68. Диалоговое окно Statistics
Диалоговое окно Sun Angle Calculator
Рисунок 9.53. Диалоговое окно Sun Angle Calculator
В этом окне кнопка Geographic Location (Географическое положение) позволит в свою очередь открыть диалоговое окно Geographic Location (Географическое положение) (Рисунок 9.54) для определения широты и долготы нужной местности с использованием карты и списка городов. Вычисленные значения автоматически передаются в предыдущее окно.
Диалоговое окно UCS Details
Рисунок 9.16. Диалоговое окно UCS Details
Диалоговое окно UCS Icon
Рисунок 9.2. Диалоговое окно UCS Icon
Данное диалоговое окно имеет четыре области. В области UCS icon style (Стиль пиктограммы ПСК) можно с помощью соответствующих переключателей 2D и 3D выбрать стиль отображения пиктограммы системы координат. Стиль 3D показан на Рисунок 9.1, стиль 2D — на Рисунок 9.3.
Диалоговое окно UCS вкладка Settings
Рисунок 9.19. Диалоговое окно UCS, вкладка Settings
Область UCS settings (Режимы ПСК) содержит два флажка:
Save UCS with viewport (Сохранять ПСК с ВЭкраном) — сохраняет индивидуальную ПСК для каждого видового экрана;
Update view to Plan when UCS is changed (Вид в плане при смене ПСК) — автоматически устанавливает вид перпендикулярно плоскости XY текущей ПСК.
О делении графического экрана на видовые экраны см. разд. 9.2.
Диалоговое окно View Details
Рисунок 9.28. Диалоговое окно View Details
Области в верхней части диалогового окна View Details (Подробности о виде) определяют размеры и наклон вида, а также направление взгляда. Области средней части описывают параметры перспективы и параметры передней и задней секущих плоскостей. Секущие плоскости позволяют показывать в виде только ту часть модели, которая находится между передней и задней плоскостями.
Диалоговое окно View вкладка Named Views
Рисунок 9.26. Диалоговое окно View, вкладка Named Views
Список видов, занимающий большую часть диалогового окна, имеет четыре колонки с параметрами видов текущего рисунка:
Name (Имя) — содержит наименование вида;
Location (Вкладка) — указывает имя вкладки, к которой привязан вид (у нас пока это только Model (Модель), другие появятся в пространстве листа — см. гл. 10);
UCS (ПСК) — содержит имя системы координат, если она сохранена с видом;
Perspective (Перспектива) — указывает признак установки обычного или перспективного вида.
Над всеми видами можно выполнять операции удаления, переименования и установки вида текущим. Доступ к этим операциям осуществляется посредством контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопки мыши внутри списка видов. Один из видов в списке обязательно называется Current (Текущий).
Для того чтобы создать новый вид, нужно щелкнуть по кнопке New (Новый), после чего открывается диалоговое окно New View (Новый вид) (Рисунок 9.27).
Диалоговое окно Viewports вкладка Named Viewports
Рисунок 9.24. Диалоговое окно Viewports, вкладка Named Viewports
Смежные видовые экраны можно соединять в один. Например, в нижней части Рисунок 9.23 можно объединить левый и правый видовые экраны, причем в зависимости от выбора пользователя в объединенном видовом экране будет установлен вид из левого или из правого экранов. Для этого следует воспользоваться пунктом падающего меню View | Viewports | Join (Вид | Видовые экраны | Соединить).
Диалоговое окно Viewports вкладка New Viewports
Рисунок 9.22. Диалоговое окно Viewports, вкладка New Viewports
Поле New name (Новое имя) этого окна предназначено для задания имени создаваемой конфигурации видовых экранов. Вводимое имя удовлетворяет обычным ограничениям, налагаемым на имена таких символов AutoCAD, как слои, описания блоков, типы линий и др. Если имя не задать, то новая конфигурация экранов создается (графический экран делится на необходимые части), но не сохраняется (т. е. после перехода к следующей конфигурации данная конфигурация не может быть восстановлена, т. к. она не имеет имени).
В области Preview (Образец) отображается внешний вид той конфигурации (варианта деления на части), которая отмечена в списке Standard viewports (Стандартные конфигурации). В раскрывающемся списке Apply to (Применить) можно выбрать одно из двух значений, указывающих, к какой части графического экрана будет применяться операция деления на части:
Display (Ко всему экрану);
Current Viewport (К текущему ВЭкрану).
В раскрывающемся списке Setup (Режим) пользователю доступны только два значения:
2D — текущий вид (т. е. вид, установленный в активном видовом экране, который делится на части) распространяется на все новые видовые экраны;
3D — текущий вид устанавливается в одном из создаваемых видовых экранов, а в остальных система AutoCAD выбирает соответствующие ортогональные виды.
В раскрывающемся списке Change view to (Сменить вид на) задается вид, который необходимо установить в видовом экране, отмеченном в области Preview (Образец) (доступны стандартные имена ортогональных и изометрических видов и имя *Current* (Текущий*)). Отметка нужного экрана выполняется щелчком мыши.
Выберите в списке Standard viewports (Стандартные конфигурации) конфигурацию Three: Above (Три: выше), в раскрывающемся списке Setup (Режим) установите 3D, а в раскрывающемся списке Change view to (Сменить вид на) — SE Isometric (ЮВ изометрию). В качестве имени введите, например, КонфЗ и закройте диалоговое окно кнопкой ОК. Графический экран разделится на три части (Рисунок 9.23).
Из трех образовавшихся видовых экранов только один является активным — это тот экран, в котором указатель мыши имеет вид перекрестия, а не стрелки (активный экран имеет еще и чуть более жирную рамку). В нашем случае активным стал верхний видовой экран. Если вам нужно активизировать другой экран, просто щелкните по нему с помощью левой кнопки мыши.
Фотореалистичное тонирование
Рисунок 9.44. Фотореалистичное тонирование
Грани и сети
9.5. Грани и сети
Для того чтобы при тонировании поверхности объектов были непрозрачными, они должны быть созданы специальным образом. Мы уже знаем, что у цилиндра (выдавленного круга) все поверхности в режиме двумерного каркаса являются непрозрачными при скрытии невидимых линий, а вот у выдавленной полилинии в форме прямоугольника непрозрачны только боковые стенки. Сам прямоугольник не является сплошным плоским объектом и фактически имеет только контур, без внутренности.
Для непрозрачных треугольников и четырехугольников в AutoCAD есть специальный объект — грань. Непрерывно расположенные грани могут объединяться в "сеть". Поверхности очень многих трехмерных объектов могут быть представлены в виде сетей. Сеть хотя и является приближенным представлением объекта, но дает достаточно много информации о его форме и размерах. Для примера выберем пункт в падающем меню Draw | Surfaces | 3D Surfaces (Рисование | Поверхности ЗМ поверхности). На экране появится диалоговое окно 3D Objects (ЗМ объекты) (Рисунок 9.69).
Система AutoCAD может строить рассмотренные
Система AutoCAD может строить рассмотренные в предыдущих главах примитивы не только в плоскости XY, которая до сих пор была единственной плоскостью построений, но и в любой плоскости трехмерного пространства. Кроме того, в системе AutoCAD существует большой набор пространственных примитивов (сетей, тел и др.), которые позволяют выполнять построения трехмерных моделей зданий, сооружений и машиностроительных изделий. Далее мы не только будем строить трехмерные объекты, но и рассматривать их в разных видах и проекциях, используя новые системы координат (все эти понятия будут определены далее). Затем познакомимся с такими возможностями AutoCAD, как скрытие невидимых линий, тонирование и назначение объектам тех или иных материалов. Все построенные модели можно оформлять красиво и удобно в виде чертежей с помощью пространства листа, рассмотренного в гл. 10. |
Изменение количества образующих
Рисунок 9.83. Изменение количества образующих для отображения твердотельных объектов
Теперь на ближней к нам правой боковой стенке ящика построим другой ящик, который станет затем углублением. Для начала установим НОВУЮ ПСК по правой боковой грани. Для этого воспользуйтесь кнопкой
Изменение уровня с помощью окна PROPERTIES
Рисунок 9.5. Изменение уровня с помощью окна PROPERTIES
В результате этого изменения окружность переместилась вверх на 250 мм (Рисунок 9.6). Если бы было нужно опустить окружность на 250 мм вниз, то мы бы задали Z = —250.
Таким образом, в нашем примере плоскостью построений сначала была основная плоскость XY с уровнем Z= 0, а затем объект был перенесен в новую плоскость (на 250 мм выше по оси Z).
Теперь попробуем изменить еще одну характеристику нашего круга — высоту. Под высотой в системе AutoCAD понимается толщина объекта по оси Z. В нашем случае это будет означать, что окружность превратится в цилиндр с осью, направленной вдоль оси Z MCK. Откройте еще раз окно PROPERTIES (СВОЙСТВА) и измените значение параметра Thickness (Высота) с 0 на 100. При этом двумерный круг превратится в трехмерный цилиндр (Рисунок 9.7).
Изображения блоков соответствующих
Рисунок 9.47. Изображения блоков, соответствующих точечному источнику, удаленному источнику и прожектору
Команда LIGHT (СВЕТ) вызывает диалоговое окно Lights (Источники света) (Рисунок 9.48).
Клеймение грани тела
Рисунок 9.94. Клеймение грани тела
На Рисунок 9.95 проиллюстрирована операцию построения тонкой оболочки к стенкам куба (правая боковая грань из операции исключена).
Контекстное меню команды 3DORBIT
Рисунок 9.33. Контекстное меню команды 3DORBIT
Перечислим пункты этого меню:
Pan (Панорамирование) — перемещение вида с сохранением расстояния до рассматриваемых объектов;
Zoom (Зумирование) — изменение фокусного расстояния при рассмотрении объектов, что приближает их к наблюдателю или отдаляет от него;
Orbit (Орбита) — возврат в стандартный режим трехмерной орбиты после зумирования, панорамирования или вращения вида;
More (Другие опции) — возможны опции: Adjust Distance (Регулировка расстояния), Swivel Camera (Повернуть камеру), Continuous Orbit (Вращение по орбите), Zoom Window (Показать рамкой), Zoom Extents (Показать в границах). Orbit Maintains Z (Орбита с сохранением Z), Orbit uses Auto Target (Орбита с автоприцелом), Adjust Clipping Planes (Регулировка секущих плоскостей), Front Clipping On (Передняя плоскость Вкл) и Back Clipping On (Задняя плоскость Вкл):
Projection (Проекция) — выбор режима проецирования: Parallel (Параллельная) или Perspective (Перспективная);
Shading Modes (Раскрашивание) — установка режима раскрашивания объектов: Wireframe (Каркас), Hidden (Скрытие линий), Flat Shaded (Плоское), Gouraud Shaded (По Гуро), Flat Shaded, Edges On (Плоское, с кромками) и Gouraud Shaded. Edges On (По Гуро. с кромками):
Visual Aids (Средства визуализации) — возможны следующие опции: Compass (Компас), Grid (Сетка) и UCS Icon (Пиктограмма ПСК);
Reset View (Восстановить вид) — восстановление на экране вида, предшествовавшего орбитальному режиму;
Preset Views (Стандартные виды) — установка одного из шести стандартных ортогональных или четырех изометрических видов модели;
Saved Views (Сохраненные виды) — выбор именованного вида (этот пункт появляется только при наличии в рисунке сохраненных именованных видов).
Большая часть этих опций соответствует операциям, выполняемым другими командами (например, командой DVIEW (ДВИД)) и рассмотренным выше. Остановимся на новых моментах.
Опция Continuous Orbit (Вращение по орбите) пункта More (Другие опции) контекстного меню позволяет перевести рисунок в режим постоянного вращения (для этого движением мыши с нажатой левой кнопкой надо указать направление вращения и отпустить кнопку). Щелчок левой кнопкой останавливает постоянное вращение.
Опции пункта Visual Aids (Средства визуализации) контекстного меню команды 3DORBIT (3-ОРБИТА) предназначены для вывода средств, облегчающих рассмотрение вида и ориентацию расположенных в нем объектов. Опция Compass (Компас) изображает точками на экране три окружности, имитирующие три основные плоскости (AY, YZи XZ). Установка опции Grid (Сетка) выводит клетчатую сетку, соответствующую сетке в зоне лимитов плоскости AT текущей ПСК. Опция UCS Icon (Пиктограмма ПСК) изображает цветную трехмерную пиктограмму системы координат: ось X имеет красный цвет, ось Y— зеленый, ocbZ— синий (или голубой). На Рисунок 9.34 отображены все средства визуализации одновременно.
Новое направление осей системы координат
Рисунок 9.12. Новое направление осей системы координат
Кроме того, в панели UCS II (ПСК-2) поле списка, показывающее имя текущей ПСК и имевшее значение World (Мировая СК), изменило свое значение на Unnamed (Без имени). Если ПСК нужна для неоднократных построений, сохраните ее с новым именем (например, nviXZ), для чего нужно повторить команду UCS (ПСК) и выбрать опцию Save (Сохранить). В ответ на запрос имени введите имя, выбранное вами для новой ПСК.
Теперь все вводимые координаты будут браться относительно текущей ПСК, которая отлична от МСК. Если вы, находясь в ПСК, хотите все-таки задать координаты точки в мировой системе координат, то добавляйте перед координатами символ звездочки, например: *150,320
Вспомним, что текущее значение уровня было 250 мм. Введение новой системы координат не изменит его (оно сохраняется в системной переменной ELEVATION — см. разд. 11.1}. Однако это означает, что текущей плоскостью построений будет не плоскость XY действующей ПСК, а плоскость, которая параллельна ей (напомню, что эта плоскость совпадает с плоскостью XZ МСК) и отстоит от нее вдоль направления новой оси аппликат (Z) на 250 мм. Попробуйте с помощью команды PLINE (ПЛИНИЯ) построить замкнутую полилинию в новой системе координат с вершинами в точках (0,0), (200,0), (200,120) и (0,120). Получится параллелепипед, а не прямоугольная полилиния, т. к. текущее значение высоты равно —100. Основание нового параллелепипеда будет параллельно новой плоскости построений (Рисунок 9.13, со скрытием невидимых линий с помощью команды HIDE (СКРЫТЬ)).
Объединение и вычитание тел
Рисунок 9.86. Объединение и вычитание тел
Рассмотренные в гл. 3 команды CHAMFER (ФАСКА) и FILLET (СОПРЯЖЕНИЕ) применимы и к телам, для снятия фаски между соседними гранями и сопряжения двух граней. На Рисунок 9.87 приведен результат снятия фаски 40 х 40 у верхней цилиндрической части и сопряжения двух пар боковых граней в левой части тела с радиусом 75 (для удобства текущий вид несколько изменен).
Объединение областей
Рисунок 9.77. Объединение областей
Из рисунка видно, что области объединяются как плоские множества. Треугольник внутри области справа является отверстием. Область является единым объектом (даже если имеет вырезы или если объединяются непересекающиеся объекты).
На Рисунок 9.78 приведен пример вычитания областей.
Области
9.6. Области
Область — это двумерный объект, который ограничен замкнутым контуром и имеет внутренность. В области могут присутствовать отверстия. Области можно вычитать и складывать. Они непрозрачны (кроме участков, которые являются отверстиями). Аналогом области является тонкая листовая деталь, в которой могут иметься вырезы. Но самое главное — области могут использоваться для построения тел сложной формы (с помощью выдавливания и вращения), что нам понадобится в следующем разделе.
Любой плоский замкнутый контур (окружность, замкнутую полилинию, отрезки в форме замкнутой ломаной и другие подобные им объекты) можно сделать областью. Для этого используется команда REGION (ОБЛАСТЬ), которой соответствуют кнопка
Окно Adjust Clipping Planes
Рисунок 9.36. Окно Adjust Clipping Planes
В данном окне отображается вид сверху (относительно текущего вида) и текущее положение секущих плоскостей указывается двумя горизонтальными линиями (черная линия, на рисунке она нижняя, соответствует передней плоскости, зеленая, на рисунке она верхняя, — задней). Линии положения плоскостей можно перемещать, "захватывая" их с помощью левой кнопки мыши. В верхней части окна расположены следующие кнопки: