Как переплести книгу

         

и скрепляют практически все детали



Иллюстрация 43


КЛЕИ. С помощью клея соединяют и скрепляют практически все детали книги. Без клея невозможны переплетные работы. Имеющиеся в продаже конторский, канцелярский (силикатный), универсальный и подобные им клеи не пригодны для переплетных работ из-за низкой липкости, наличия в их составе большого количества щелочей и кислот, разрушающих склеиваемые материалы.
Клей является одним из основных материалов, необходимых для реставрации. Реставрационный клей не должен разрушать реставрируемые материалы, но быть прозрачным, обладать большой клеющей способностью и быть удобным в обращении. Кроме того, клей не должен подвергаться бактериальному разложению и плесневению.
Особые требования предъявляются к клеям, применяемым при реставрации листов книги. Этим требованиям лучше всего отвечает клей, приготовленный из 100-процентной пшеничной муки по следующему рецепту: 40 г муки, 750 мл дистиллированной или кипяченой воды, 10 мл глицерина, 4 мл 40-процентного раствора формалина.
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ. В небольшом количестве воды тщательно размешивают муку. Остальную воду нагревают до кипения и при постоянном помешивании постепенно вливают в мучную массу. Далее клей варят на водяной бане: кастрюлю с массой ставят в кастрюлю большего диаметра с кипящей водой с таким расчетом, чтобы расстояние между дном одной и другой кастрюли было 3 — 4 см, а кипящая вода и клеевая масса находились на одном уровне.
Масса при постоянном помешивании (в одном направлении) нагревается до температуры 80 — 85° С и варится при этой температуре еще 25 — 30 минут. Остывший клей процеживают через марлю в стеклянную посуду, после чего в него добавляют для эластичности глицерин и для предохранения клея от плесневения и бактериального разложения формалин. Клей пригоден для работы в течение двух дней.
Один из наиболее применяемых — столярный клей. Плитку такого клея дробят на небольшие кусочки и опускают в холодную воду из расчета 60 — 70 г клея на 100 мл воды, оставляя там до полного набухания на 6 — 12 часов. Затем расплавляют клей на водяной бане в клееварке при температуре 70 — 80°С, помешивая до получения однородной массы, напоминающей по густоте сметану. Клей не следует варить долго и на открытом пламени, так как это резко ухудшает его качество.
Для улучшения качества и более длительной сохранности в готовый раствор при помешивании вводят необходимые добавки. Так, при введении в клей 1 — 1,5% глицерина улучшается его эластичность, добавление 2% буры или 0,5% фенола (карболовой кислоты) предохраняет клей от порчи.
Для переплетных работ применяют также крахмальный, мучной или декстринсвый клей.
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КРАХМАЛЬНОГО КЛЕЙСТЕРА. Для этого в чайный стакан наливают на 1/4 холодной воды и всыпают чайную ложку крахмала. Затем при непрерывном помешивании струйкой доливают кипяток до тех пор, пока содержимое стакана не загустеет. Как только масса станет прозрачной и студенистой, можно считать, что клей готов.
Готовить клейстер нужно только на один день. Для приготовления мучного КЛЕЙСТЕРА одну столовую ложку муки тонкого помола размешивают в стакане холодной воды, затем переливают в металлическую посуду и при непрерывном помешивании подогревают до 70 — 80°С. После этого массу варят примерно 30 минут. Когда клей остынет, в него добавляют 12 мл глицерина, 5 мл формалина (40-процентный раствор) на 50 г муки. Для наклейки тонкой бумаги этот клей желательно употреблять в теплом виде.

Содержание раздела