Кружок переплетного дела

СССР - Союз Советских Социалистических Республик.          

Каждый год первого сентября миллионы



ВВЕДЕНИЕ

Каждый год первого сентября миллионы советских ребят садятся за школьные парты. И верными их друзьями и помощниками с первого класса и до последнего становятся учебники. Только в общеобразовательной школе насчитывается около ста наименований учебников и пособий, а если учитывать и те книги, которые выходят на многих языках народов СССР, то эта цифра возрастет до полутора тысяч! Работники издательств и полиграфических предприятий стремятся дать школьникам умные, добротные, красочные, долговечные книги, талантливо оформленные, изготовленные по самой передовой технологии, с использованием лучших сортов бумаги, современных переплетных материалов, синтетических пленок. То есть такие, которые должны жить долго и хорошо служить ученику.
Партия и правительство всегда проявляли и проявляют огромную заботу о детях, о воспитании подрастающего поколения. Еще одним подтверждением этого может служить постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ» (1977 г.). После принятия этого постановления началась планомерная работа по выпуску учебников, закладываемых в библиотечные фонды школ. В 1978 году бесплатно учебники получили первоклассники, в 1979 году — учащиеся вторых и третьих классов, в 1980 году — четвертых и пятых, в 1981 — школьники шестых-седьмых классов. Библиотечные фонды для всех классов общеобразовательной школы будут созданы в 1983 году. Представьте себе этот масштаб: ни в одной стране мира не издается столько учебников и пособий для школьников, сколько в Советском Союзе. И государство дает их бесплатно детям, хотя качество учебников и их стоимость повышаются (раньше книги выпускались черно-белые, а теперь большинство учебников в цветном исполнении).
По мере накопления книжного фонда в школах, появится возможность издавать учебники не ежегодно, а с периодичностью в 4 года. Что это дает? Если в 1980/81 учебном году было выпущено 1654 названия учебников и пособий общим тиражом 238 миллионов экземпляров, то в 1981/82 учебном году уже 1500 наименований тиражом 221 миллион экземпляров, что примерно на 60 миллионов экземпляров меньше, чем в 1977/78 учебном году. Естественно, это позволяет уменьшить расход бумаги на издание учебников на 10—12 тысяч тонн в год, и использовать сэкономленные материалы для издания художественной и детской литературы. Такого количества бумаги достаточно для выпуска издательством «Просвещение» многих книг «Школьной библиотеки».
Сейчас, как отмечалось на XXVI съезде КПСС, «стержнем экономической политики становится дело, казалось бы, простое и очень будничное — хозяйское отношение к общественному добру, умение полностью, целесообразно использовать все, что у нас есть». Это положение целиком и полностью относится и к учебникам, посредством которых в юных сердцах сеется «разумное, доброе, вечное». Забота о сохранности учебной книги должна стать составной, органической частью воспитательной работы в школе. И здесь надо использовать все доступные формы: беседы, читательские конференции, лекции, тематические вечера, родительские собрания, выставки и смотры-конкурсы на лучшую сохранность учебника и т. п. А так как учебники и пособия теперь будут выходить один раз в четыре года, и ими будут пользоваться два-три поколения учащихся, то главной задачей становится — как можно лучше сохранить каждый учебник, тем самым обеспечить сохранность библиотечного фонда. А это значит, что нужно научить каждого школьника не только бережному отношению к книге, но и умению вовремя отремонтировать, восстановить поврежденный или изношенный учебник, оставить его пригодным для использования в будущем учебном году. В этом и состоит основная цель кружков переплетного дела, которые должны дать ребятам навыки по ремонту и реставрации своих учебников.
Программа этих кружков и составлена таким образом, что ребята вначале осваивают элементарные приемы реставрации книги без ее разборки, отрабатывают способы переплета книг на макулатурной бумаге, а затем приступают к общему ремонту учебников и пособий.
Приобщение ребят к работе в кружках переплетного дела даст им возможность проникнуть в тайны производства книги, познакомиться с ее историей, с современными способами ее изготовления. По истечении короткого времени они познают ни с чем не сравнимое и вполне законное чувство гордости, удовлетворения результатами своего труда: ведь переплетенная руками ребят книга всегда будет напоминать им о постигнутом мастерстве.
Знания и трудовые навыки, полученные учащимися в кружках переплетного дела, пригодятся им в течение всей жизни. Традиционные, несложные инструменты и приспособления для ручного переплета всегда можно изготовить самостоятельно, поэтому реставрация и восстановление книг доступны каждому, даже в домашних условиях.
Назначение пособия — помочь руководителю, сообразуясь с местными условиями и возможностями, определить основное содержание деятельности кружков переплетного дела, организовать учебный процесс и массовую работу по ремонту учебников и других книг, изготовлению некоторых беловых и картонажных изделий, привить ребятам чувство бережного отношения к книге, развить в них творческую активность.
Во втором издании книги (первое вышло в свет в 1979 г.) более подробно рассказано об инструментах и приспособлениях для переплетных работ, их назначении, устройстве, размерах. Разнообразие предлагаемых конструкций позволит выбрать те из них, которые удобнее и легче изготовить своими силами на месте. Кроме того, дополнено описание отдельных переплетных процессов. Вся терминология, касающаяся брошюровочно-переплетных работ, а также материалов, приведена в соответствие с действующими ныне ГОСТами. Это позволит читателю легче ориентироваться в литературе по переплетному делу.

Содержание раздела